ГОНКА ПРЕСЛЕДОВАНИЯ С ОТСТАВАНИЕМ В ДВА ГОДА.
Константин БОЙЦОВ, "Советский спорт"
Красноярск-Москва
КОРРЕСПОНДЕНТ «СОВЕТСКОГО СПОРТА» ПОБЫВАЛ НА ПЕРВОЙ С НАЧАЛА ДИСКВАЛИФИКАЦИИ ПОЛНОЦЕННОЙ ТРЕНИРОВКЕ ОЛЬГИ ПЫЛЕВОЙ
В воскресенье 14 октября в пять часов по Красноярску олимпийская чемпионка Ольга Пылева надела теплый тренировочный костюм, и впервые с 13 февраля 2006 года (с даты собственной дисквалификации) вышла на настоящую, с полной нагрузкой, тренировку. Над правым берегом Енисея, где расположен дом самой популярной российской биатлонистки, висели свинцовые тучи, и холодный ветер хлестал по щекам каплями осеннего дождя. Но старта «гонки преследования» это отменить не могло. Ольга твердо верит в то, что способна догнать ушедших за время ее отсутствия вперед соперниц – притом уже в этом сезоне.
На свою первую часовую тренировку Ольга собиралась быстро, по-деловому. Улыбнулась мимоходом, повертев в руках красивую головную повязку с вышитой на ней бисером фамилией «PYLEVA». Именные повязки привезли в Турин к самому окончанию олимпийского турнира – когда Ольга уже была в Россию. Летом 2006 эту часть амуниции Пылевой привезла Светлана Ишмуратова. Отбывавшая дисквалификацию спортсменка, по ее собственным воспоминаниям, тогда лишь грустно улыбнулась – "Пригодится ли мне теперь…". Пригодилась.
Сбегающую по ступенькам Ольгу провожает глазами мама. Рядом с ней на детском стульчике восьмимесячный сын Пылевой и Валерия Медведцева Арсений машет руками и просит кушать. Дождавшись, когда дверь за дочкой закроется, Татьяна Яковлевна то ли печально, то ли с облегчением вздыхает – "Теперь уже точно – вернется… Ну, давай, Сенюшка – за маму!".
В голосе матери в этот момент и тревога, и гордость – понять было сложно. За два предшествующих дня ваш корреспондент успел услышать от Татьяны Яковлевны совершенно полярные оценки ситуации.
- Мне все знакомые звонят, спрашивают: Таня, когда Оля наша вернется? Невозможно, говорят, женский биатлон смотреть. Да я и сама вижу – Ольга не на шутку намерена вернуться и показать себя. Ребятам даже говорю: отдавайте мне детей на руки и поезжайте на сборы.
Это она говорила в пятницу. Однако уже через день грустно вздыхала.
- Даша (старшая дочь Пылевой – прим. ред.) так не хочет, чтобы Оля возвращалась в спорт! Иной раз чуть не плачет… За последние полтора года все так хорошо устроилось. У нас уже и традиции появились: собираемся вместе по выходным в загородном доме, ходим в баню, Дашу все вместе воспитываем – все при деле. А что теперь будет…?
ПОЛТОРА ГОДА – КАК ОДИН ВЫПУСК ПРОГРАММЫ «ВЕСТИ»
Для большинства любителей биатлона это прозвучит парадоксом, но в своем нынешнем положении Ольге и в самом деле есть между чем выбирать. Говорю это как человек, наблюдавший за жизнью семьи Пылевых-Медведцевых не только издали, но и изнутри. Помню, как в мае 2006 года я в первый раз приехал к ним в еще только обживаемый дом в 10 километрах от Красноярска.
Ольга в ту пору избегала общества, сменила номер телефона, редко появлялась на людях. Исключение для вашего корреспондента было сделано лишь ради давнего и доброго знакомства. Я помню ее напряженный, полный сомнений взгляд, когда речь заходила о возвращении в большой спорт после окончания дисквалификации, желание забыться. Песни под домашний караоке до двух часов ночи, долгие прогулку на природе, кипучая деятельность в новом доме и на участке…В день моего отъезда, 9 мая она произнесла, наконец: «Вернусь…Сибиряки побежденными не уходят». Однако впереди ведь было еще без малого два года.
Ровно год назад я снова побывал в Красноярске и, честно признаюсь, встревожился относительно перспективы возвращения Пылевой в спорт. Передо мной была полная жизненных сил и энтузиазма женщина. Ждавшая в тот момент второго ребенка (мне даже пришлось дать ей честное слово, что до поры до времени я не буду никому сообщать о ее беременности – ведь контактов со СМИ она по прежнему избегала) Ольга уже активно работала на телевидении.
«Вести - Красноярск» с Ольгой Пылевой. Плакаты с изображением «опальной», но по-прежнему безумно популярной спортсменки стояли вдоль всех автомагистралей города и рейтинг когда-то заурядного новостного выпуска взлетел до космических высот. Новая работа невероятно увлекала спортсменку. Она буквально хваталась за все что ей предлагали на телеканале: работа над спортивными сюжетами, сочинение анонсов, поиск тем для очередных выпусков…Сама же семья (а вместе с ней и родители Ольги) жила радостным ожиданием Арсения (имя мальчику было дано задолго до его появления на свет), и разговоры о спорте и когда-то там предстоящих тренировках носили скорее отвлеченный характер – словно речь шла о посторонних людях.
Правда, надо отдать должное, к своей беременности Ольга подходила со «спортивной» основательностью. Вспоминая рождение Даши, она до самых поздних сроков ходила на лыжах, делала гимнастику. «Нельзя резко бросать, – объясняла она, - потом будет очень тяжело втягиваться, да и сердце к нагрузкам привыкло...».
Признаюсь, глядя на все это, даже я, регулярно общавшийся с Пылевой, начал сомневаться – не передумает ли с возвращением. Что уж говорить об остальных! Многие тренеры махнули рукой – «Не вернется…На телевидении работает, дом, хорошая семья – от такого добра в спорт не возвращаются».
И только Валерий Медведцев пребывал в твердом убеждении, что его жена непременно выйдет на старт. Хлопоча едва ли не круглые сутки по дому и участку, он не забывал читать массу специальной литературы (главным образом зарубежной), анализировал свои собственные с Ольгой ошибки прежних методик, что-то писал и переписывал…
В феврале, прямо в разгар очередного чемпионата мира, появился на свет долгожданный Сенька. Помню, Ольга сразу сказала: «Отнимать от груди не буду. Когда сам перестанет просить – тогда и приступлю к тренировкам…».
Время пролетело быстро – словно выпуск «Вестей – Красноярск», на работу в котором популярная телеведущая Ольга Пылева вернулась вскоре после рождения ребенка.
СЕРДЦЕ ПРИВЫКЛО К НАГРУЗКАМ.
В начале сентября Ольге в очередной раз позвонил старший тренер сборной Валерий Польховский – единственный специалист, не оставлявший спортсменку своим вниманием в последние полтора года.
- Оль, скажи, только честно, - вы тренируетесь?
- Нет, Валерий Николаевич, не тренируемся пока. У Сеньки уже зубки полезли, но я еще кормлю. Надеюсь 1 октября начать…
В этом «у Сеньки зубки полезли» - вся Ольга. Сколько раз, вспоминая? как подрастала Даша, она вздыхала: «Устроила свою спортивную карьеру за счет дочери. Тоже мне, мать!». Сомнений в серьезности принятого решения вернуться по-прежнему было немало. Лично я засобирался в Красноярск лишь после того как услышал в трубке телефона.
- Вчера прошла медобследование. Доктор говорит – все отлично. Кардиограмма хорошая. Она даже сама настоятельно порекомендовала мне продолжать активные занятия.
Кстати, о докторе. Нина Виноградова, имя которой 16 февраля 2006 года узнал весь мир (именно она рекомендовала Ольге тот злосчастный фенотропил), по-прежнему является ее «семейным доктором». В отличие от тех, кто полтора года назад называл ее непрофессионалом, Нина Александровна не осталась безучастной к судьбе спортсменки (да при чем тут спортсменки – человека), которая ей верит. И еще одно замечание – после «случая с Пылевой» от Виноградовой не ушел ни один из спортсменов, с которыми она работала, а таких, поверьте, немало.
«РЕАНИМОБИЛЬ С ДЕФИБРИЛЯТОРАМИ»
Пылева регулярно появляется на телеэкране. Правда? уже не дважды в день, как до рождения Арсения, а лишь по вечерам, да еще и не каждый день. Работает увлеченно.
- Год работы на телевидении мне очень много дал. Я теперь понимаю, что значит «говорить на камеру». Речь стала намного лучше, держаться научилась свободно. В общем я очень рада тому, что так все сложилось. Конечно, мне надо бы серьезнее работать над собой. До сих пор всякие казусы происходят! Вот в последнем выпуске мне дважды пришлось произносить в эфир – «реанимобиль с дефибриляторами». Осилила, конечно, но редакторам после эфира говорю: «Спасибо вам большое – удружили! Вы сами это без запинки произнести можете?».
О делах и заботах родного телеканала готова рассуждать часами.
- Представляешь, решили закрыть региональный выпуск «Вестей-спорт». Цена вопроса – копеечная. Я этого так не оставлю. Мы соберемся, вместе пойдем куда надо. Везде говорят о популяризации спорта, Олимпиада в Сочи и все такое – а тут закрывают спортивный выпуск в регионе, где столько событий еженедельно происходит.
Еще за прошедшие полтора года Ольга открыла в себе талант кулинара. На месте организаторов многочисленных «кулинарных поединков» я бы не терял времени. Через полгода Пылеву будет «не поймать», а фирменных рецептов у нее немало. Чего стоила курица, насаженая на банку с особым рассолом и запеченая в духовке. Распространившийся по всему дому запах способен был соблазнить даже убежденного вегетарианца.
А еще олимпийская чемпионка сумела, наконец, реализовать свои материнские чувства. Обоих своих детей она почти не покидает. Успевает и в школу на родительское собрание к Даше заехать, и уроки с ней сделать. При этом не оставляя вниманием Сеньку, который растет настоящим «ручным» ребенком – постоянно требующим внимания к себе папы и мамы.
- Он у нас ходить не будет – сразу побежит, - шутит Валера. – Тренировать его буду только сам лично.
И этим словам трудно не поверить. Когда Арсений, держась за руки родителей, встает на ножки, то передвигается исключительно бегом. Бабушке за ним поспевать уже трудно, хотя Татьяна Яковлевна с появлением на свет внука помолодела буквально на глазах.
Рада тому, что мама постоянно дома, и Даша. Помимо пятого класса общеобразовательной школы, она ходит теперь в первый класс знаменитого Суриковского художественного училища. На стене ее комнаты грамота «за победу к краевом конкурсе детского рисунка». Тот рисунок теперь украшает экспозицию городской галереи, а по стенам дома висят другие картины: «Мама стирает», «Наша семья идет в поход»… Вот из какой гармонии, из какого идеального, в представлении многих российских женщин, мира Ольга решила уйти – чтобы «вернуться к своему призванию». Почему?
НЕМЦЫ ПОГОВАРИВАЮТ, ЧТО ПЫЛЕВА НЕ ВЕРНЕТСЯ»
- Знаешь, я много думала о том как нужно воспитывать детей, - говорила мне Ольга вечером, сидя на кухне. Пить чай на кухне, после того как Сеня уляжется – одна из традиций семьи. – Дети, конечно, очень нуждаются во внимании родителей. Дашу я бросила маме на руки спустя месяц после ее рождения. В итоге ни вернутся в лыжные гонки толком не смогла (просто не осилила огромных нагрузок сразу после родов), и в воспитании малыша участия не принимала. С Сенькой все по другому. Но в то же время я думаю, что дети не должны видеть в маме только домохозяйку. Они должны видеть что их мать способна реализовать себя и вне дома. В этом смысле я должна быть примером для собственных детей. Если я сейчас вернусь в спорт и вернусь на хороший уровень – Даша будет совсем иначе меня воспринимать. Ей сейчас непросто, она привыкла что я дома, радуется этому, переживает, что снова буду пропадать месяцами… Но это пройдет. Зато после она поймет как это важно – не опускать руки и всего в жизни добиваться самому.
Наш разговор прервал телефонный звонок Польховского. Женская сборная России находится сейчас на сборах в австрийском Рамзау. На первый снег приехали и молодые мамы – олимпийские чемпионки Турина Альбина Ахатова и Ольга Зайцева. Впрочем, разговор был не о них.
- Оля, тут немецкие тренеры (сборная Германии также проводит сейчас тренировки в на леднике – прим. ред.) говорят, что ты не вернешься. Это правда?
- С чего они взяли?! Нет, Валерий Николаевич – я уже начала тренироваться. 30 октября едем на первый снежный сбор в Салангу, а потом готовимся дома. Вот только не знаю как со стартами быть…Мне ведь с 14 числа уже официально стартовать можно. Но где, как…?
- Нам бы в этом сезоне выступить, хотя бы в марте на одном-двух этапах Кубка мира – если форма будет позволять, - говорит Ольга уже после окончания разговора с тренером. – Я ведь никаких условий не ставлю…Если буду не в форме - сама не поеду.
МЫШЦЫ НЕ ЗАБЫЛИ РАБОТУ
Пока Ольга совершает свою пятикилометровую пробежку по окрестным полям, Татьяна Яковлевна продолжает рассуждать вслух.
- Она у нас «упертая», только ей надо порой в себя поверить. Ей в детстве все отец помогал сделать это. Иной раз придет с тренировки. «Прибежала вторая». Он ее спрашивает – «А кто – первой?».
- Да Лилька первая. Она ведь меня старше…
- Ну и что – что старше?! Можешь бежать быстрее ее – обгоняй. Ты так со всеми соперницами будешь бегать – эта старше, та уже чего-то выиграла?…
Сидящий неподалеку Ольгин отец, Валерий Петрович внешне остается безучастным к нашему разговору, поглядывая то в телевизор, то в окно, по которому продолжают стучать тяжелые капли дождя. Он уже давно и ничего не советует дочери, хорошо усвоившей уроки детства – теперь она сама умеет добиваться всего и не опускать рук.
Проходит почти полчаса, прежде чем открываются тяжелые ворота – пробежка завершена. Ольга снимает тяжелые кроссовки и заученными с детства движениями начинает выполнять комплекс упражнений.
- Думала будет тяжелее, - улыбается она, войдя еще минут через 20 в дом. – Сперва немного вступило в мышцы, но потом разгорелась…В общем все даже лучше чем я ожидала…Работу не забыла.
- Теперь будешь бегать по два дня. Два дня нагрузки – день перерыв, - говорит Медведцев, придерживая Сеньку. Ребенок знакомится с устройством музыкального центра и на маму не обращает внимания.
Возвращение Ольги началось. Устроенный быт, семейное и материнское счастье, домашний уют, интересную работу – все это олимпийская чемпионка на время отложит в сторону. Ради чего? Ради того, чтобы вновь выйти на спортивную арену, куда еще полтора года назад она не желала возвращаться ни под каким видом? К новым интригам и возведенному в несколько степеней вниманию антидопинговых служб? К скандалам, сотрясающим ее любимый вид спорта с того самого момента (кстати!), как она сошла с авансцены? К бездарности спортивных деятелей, сулившей ей в 2006-м заступничество и покровительство, и забывшим свои обещания раньше, чем отзвучало последнее эхо «дела Пылевой»? Ни о чем этом она, к счастью, не думает. Природа наградила Ольгу (а родители – воспитали) редким даром – не помнить зла и не пускать его в душу и сердце, не завидовать, не носить камня за пазухой. А если это так – значит, она непременно выиграет свою самую главную в жизни «гонку преследования». Вы сомневаетесь? Вспомните тогда – в какой дисциплине Ольга Пылева стала олимпийской чемпионкой.
612 дней
Было у работников Союза биатлонистов России и представителей Олимпийского комитета России для того, чтоб хотя бы позвонить олимпийской чемпионке и пятикратной чемпионке мира. Ни единого звонка от людей, ответственных за развитие в стране одного из самых популярных зимних видов спорта, Ольга Пылева не получила.
Личное дело
Ольга ПЫЛЕВА
Родилась 7 июля 1975 года в Бородино (Красноярского края)
Заслуженный мастер спорта по биатлону
Олимпийская чемпионка 2002 года в гонке преследования и бронзовый олимпийский призер в эстафетной гонке
Пятикратная чемпионка мира
За время профессиональной карьеры на этапах Кубка мира заняла 10 первых 13 вторых и 11 третьих мест (абсолютно лучший результат в истории российского биатлона). Обладательница малого Кубка мира в индивидуальной гонке (2003/2004 и 2005/2006). В общем зачете Кубка мира занимала второе (2003/2004) и третье (2005/2006) места.
На Играх в Турине показала второй результат в индивидуальной гонке, но была дисквалифицирована из-за обнаружения в ее допинг-пробе карфедона.